Экспедиция в Костромскую область – спасение памятника культурного наследия.
Этим летом нашей компанией была осуществлена экспедиция в Костромскую область с целью спасения памятника народного наследия, православного храма: Егорьевской церкви.
В век растущей скудости ремесел, приоритетными являются усилия по сохранению нашего общего наследия. Сохранить возможность прикоснуться будущим поколениям к великому мастерству и к великой силе наших предков.
Локация объекта: Костромская область, Парфеньевский район, село Введение Каликино
В экспедицию отправились сотрудники нашей компании и небезразличные потомки жителей этих мест. У данного места большая сила и это чувствовалось на протяжении всего нахождения в селе Введения Каликино. Объект выбран неслучайно, организатором экспедиции выступил Алексей Сапунов, семейные корни которого связаны с этим местом. Целью экспедиции стали работы по сохранению православного наследия и создание плана для дальнейшего восстановления объекта исторического значения. В нашей стране очень многие старые церкви находятся в плачевном состоянии, и через некоторое время уже будет невозможно их восстановить из-за постоянного разрушения. Эти церкви можно спасти консервацией.
Историческая справка: Церковь Священномученика Георгия Победоносца ( В простонародье Егорьевская Церковь) - зданием каменная, с такою же колокольнею, построена была в 1799 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. Престолов 3: а) в честь Святого Георгия Победоносца, б) Святителя Николая Чудотворца и в) Святой Параскевы Пятницы.
В XVII в. село входило в состав Парфеневской осады Галичского уезда. В 1627 г. упоминается церковь "Введения Пречистые Богородицы да церковь святого мученика Георгия Каликинские волости".
В феврале 1716 г. "Галичскаго уезда Каликинской волости церкви Введения Пр. Богород. поп Трофим Григорьев приказ писал: "в прошлых годах в Каликинской волости волею Божию церковь великомуч. Георгия сгорела, а другая церковь великомуч. Параскевы, нареченныя Пятницы, ветха и служить в ней невозможно, и прошу на тое вышеописанную церковь великомуч. Георгия лес ронить, а старую ветхую церковь разобрать и на том месте построить вновь церковь великомученника Георгия, да в приделе Святой мученницы Параскевы, нареченныя Пятницы, а что сгорела церковь муч. Георгия и на том месте повелеть построить вновь часовню и чтоб то место порожнее не было". В ноябре 1718 г. в новопостроенную Георгиевскую церковь с приделом выданы антиминсы для освящения.
Об экспедиции: В ходе экспедиции нами были осуществлены несколько этапов подготовительной работы для дальнейшей реставрации церкви.
Рекогносцировка. Замеры и составление планов. На территории, где располагается церковь, за последние сто лет выросло много деревьев, которые в диаметре больше человеческого обхвата. Мы произвели очистку территории от выросшего леса и расчистили от мусора саму площадь храма. Ранее здесь находилось сенохранилище. Мы также зашили окна и двери для естественной просушки и защите здания от снега и дождя.
Нами был произведен сбор артефактов, это те крохи уникальной золоченой резьбы, когда-то покрывавшей все три иконостаса, обломки медных окладов, детали священнического облачения и как благословление в трудах, среди тонн мусора был найден маленький осколок вазы с ликом Пресвятой Богородицы.
Нами был составлен план дальнейших реставрационных работ, которые будут осуществлены в следующую экспедицию.
Процитируем одну важную мысль из статьи “Церкви России: преодоление разорения” Марии Филь: “Можно по-разному относиться к религии и Церкви, но бесспорно одно: храм на селе всегда был не только религиозным центром, но и очагом культуры, символом единой русской цивилизации. Сеть храмов как система кровеносных сосудов охватывала всю страну, связывала ее в общий организм. Известно, что уже в советский период после второй волны разрушения храмов в 60-е гг. ХХ века многие села стали без каких-либо внешних причин сокращаться и вымирать, пока к сегодняшнему дню не исчезли вовсе. Может быть, с исчезновением храмов как-то связан упадок русского села? Энергия разрушения не может породить ничего стремящегося к жизни, ведь подобное притягивает подобное”.